Продолжаю рассылать работы на всякие важные конкурсы. Этот, например, хотел от соискателей текст о творчестве, как о доступной всем учебной дисциплине. То есть нужны были внятные формулировки основ творческого процесса для обучения людей, что таких основ не ведают.
Отправил, подождал, переспросил — на той стороне отвечает робот. Ну и Бог с ним. Поскольку статья вышла кругленькая и внятная (да и 100% уник) — публикую здесь. В конце концов кормить текстами нужно свой сайт, а не мглу чужого эфира. Вот она, красулечка:
Поделиться мыслью можно только с тем, кто уже носит ее в себе в той или иной форме. Например, чувствует ее, но еще не превратил в точные слова. Поделиться чувством можно только с тем, кто знает это чувство как свое. Например, уже имеет опыт подобных чувств. С тем, кто не носит в себе «предощущения» вашей мысли и не имеет опыта «схожих с вашими» чувств, поделиться можно только пустыми словами, из которых в голове и сердце читателя выстроится что-то абсолютно непредсказуемое.
Но человек упрям. Взаимопонимание — это работа. Сделаем эту работу творчески. Откуда возьмется творческая составляющая в нашей попытке понять друг друга? Как человек честный, скажу — не знаю. Но точно знаю, что именно, всегда и везде, убивает все и всякое творчество. Здесь и сейчас мы потрогаем собственный потолок (наши ограничения).
1. Отсутствие критического взгляда на себя (признак бульдозера) — на бытовом уровне просто неприятная черта характера. На уровне обмена абстракциями — это катастрофа (необучаемость), если эти абстракции тем или иным образом сеют сомнение в «моих совершенствах». Ограничение по тщеславию.
2. Мы можем критично оценивать свою одежду, свою фигуру, свой социальный статус, даже свои умственные способности (невыразимо трудное), но критический взгляд на «незыблемые схемы», что многократно подтверждены собственным и чужим «позитивным» опытом — без обсуждения отбрасывается. Ограничение по трусости.
3. Невозможно сотворить новое в любом виде деятельности, сотворить что-то не так, как делалось прежде, если голова и сердце не знают в себе «слепых» мест с «неведомым» содержимым. Новая сущность (новый взгляд, новый способ, новая комбинация) невозможны в «полном стакане», в человеке завершившим самопознание построением глухого забора вокруг «видимого пятна» внутри себя. Ограничение по кастрации самопознания.
Ну и почему один такой смелый, не тщеславный, допускающий наличие невозможного, а другой нет? Да откуда я знаю. Я знаю, что людей лишенных умения эмоционально окрашивать свою речь и пластично двигаться по сцене учат этому в театральных вузах. И неплохие актеры получаются именно потому, что людей обучают по проверенной опытом системе. Ну что же, сделанные нами три быстрых касания к собственному потолку — универсальный фундамент эффективности любой системы обучения.
А теперь позитивное определение творчества, как состояния: Вы в опасности, часто недовольны собой и всегда чего-то не знаете. Добро пожаловать.
статья замечательная!! хотя я бы поспорила (ну имею же право). она написана с позиций что хорошему творческому человеку должно быть плохо. какая-то неудовлетворенность безусловно не присутствовать не может — а иначе зачем творить — но можно ж ее обыграть как-нибудь повеселее)). например, хочется избытка,а не в опасности уже. очень хочется узнать, а не просто не знаю (и себя дураком считаю). хочется чего-то сделать, а не то что недоволен собой. усовершенствовать свое совершенство :-))
Ну это как жить, зная, что мир бесконечен. Всегда (что ни сделай) есть место недовольству (не все сделал). А радость — только практикам! (настаиваю). О радости говорить раз — нескромно, два — непедагогично, три — сглазить можно..
«Поделиться мыслью можно только с тем, кто уже носит ее в себе в той или иной форме. Например, чувствует ее, но еще не превратил в точные слова. Поделиться чувством можно только с тем, кто знает это чувство как свое. Например, уже имеет опыт подобных чувств.» Согласна с Вами. Хорошо сформулировали. Удивительно, когда встречаешь в книгах мысли другого человека, совпадающие с твоими. Поэтому читаю В.В. Конецкого. Вам нравится его проза?